Читать «Поговорим о детях. Причём начистоту» онлайн
Вадим Литвин
Страница 237 из 532
Жители Москвы XVII века точно так же, как парижане, выбрасывали экскременты прямо на улицу.
По Тверской струились ручьи мочи, которые вытекали из-под деревянных заборов.
«Зловоние разных оттенков всецело господствовало над Москвой», — писали современники в середине XIX века. Смертность в Москве составляла 33 человека на 1000. А к концу того же века газета «Русская летопись» так описывала Красную площадь: «…настоящая зараза от текущих по сторонам вонючих потоков. Около памятника Минину и Пожарскому будки… к ним и подойти противно. Ручьи текут вниз по горе около самых лавок с фруктами…
Москва завалена и залита нечистотами и обложена ими снаружи…»
В общем, обезьяньи привычки еще долго оставались привычками цивилизации.
Итак. Мы — люди. И одновременно мы — обезьяны. Инстинктов чистоплотности, порядка, чистоты у нас нет. Но поддерживать чистоту и порядок для нашего человеческого общества очень важно. Потому что жизнь наша — оседлая. И если мы, люди, не будем соблюдать порядок — то вся наша цивилизация быстро накроется медным тазом.
Значится, поддерживать порядок мы научились. В этом отношении мы действительно люди, а не обезьяны. (Вот только превратиться в обезьян при определённых условиях способны очень быстро). Мы умеем порядок и чистоту создавать и поддерживать. (Хотя и тут возникают вопросы. Почему мы презираем тех, кто это делает — дворников и уборщиц, например. Ведь они выполняют очень важную работу. Ведь не будь их, мы просто покроемся грязью. В прямом смысле. Наши многочисленные человеческие города, которые нам сейчас так нравятся, просто потонут в грязи. И наверняка нравиться перестанут.
И количество болезней в таком случае вырастет минимум на порядок или два. И никакая хвалёная медицина не поможет.
И ведь умом мы вроде это понимаем. Но почему-то презираем людей, работа которых необычайно важна. И вознаграждаем их грошовой зарплаткой.
И уважаем и платим нехилое бабло разным бюрократам, всяким финансовым консультантам, адвокатам и многим прочим, без которых общество вполне может обойтись. Исчезновение пусть не всех, но многих из этой братии просто останется незамеченным.
Не согласны? Хм. Тогда поспорим. Но — в другое время и в другом месте).
Да, мы умеем порядок и чистоту создавать и поддерживать. Мы — это взрослые. Ну, понятное дело, кто лучше, кто хуже. Но — умеем.
А дети?
Вот тут-то и начинаются проблемы.
Детей научить создавать и поддерживать порядок и чистоту трудно. Иногда — очень трудно.
И почему так?
Может, такова их натура? И поэтому приходится учить детей долго. Трудно. Настойчиво. Преодолевая сопротивление. Заставляя. Уговаривая. И так далее.
А может, у нас, взрослых, просто мозгов мало? Или мы пользоваться мозгами не научились?
Если приучение детей к порядку идёт так плохо. Долго. Мучительно. Их приходится уговаривать, заставлять, принуждать и так далее…
То неужели нельзя задать самому себе элементарнейший вопрос — а может, я просто делаю что-то не совсем то?
Вот про это-то я и говорю. Раз мы сами себе задать элементарнейший вопрос не способны, то либо мозгов у нас мало, либо пользоваться ими мы ещё не научились.
Ах даже так? Вы заявляете, что пользоваться мозгами умеете превосходно? И куда лучше меня?
Мысленно аплодирую вашему интеллекту и задаю новый вопрос:
— И почему мы сами ненавидим наводить порядок? Поддерживать чистоту?
Уборка. Стирка. Мойка посуды. Подметание. И куча других всяких-разных штук, которые необходимы для наведения и поддержания порядка.
Масса людей всё перечисленное выше (и не перечисленное тоже) просто-напросто ненавидят.
Умный человек сказал однажды:
— Если ты не научился делать какое-нибудь дело с удовольствием, то ты ещё не научился его делать.
Вы лично с удовольствием моете посуду? Или с удовольствием пылесосите?
Ответ отрицательный?
Тогда как же вы можете научить своих детей, если сами не умеете?
Вы учите их долгими и упорными нотациями и назиданиями?
Дети нас не слышат. Дети на нас смотрят.
И что они видят в такие моменты?
Хмурую мамашу или обозлённого папашу?
Некоторые люди — и их очень много — живут в мире ДОЛЖНО БЫТЬ!!!
Я лично предпочитаю жить в другом мире. ПОЛУЧАЕШЬ РЕЗУЛЬТАТ.
Сейчас коротко объясню разницу между этими мирами.
Всё, что происходит со мной, это результат МОИХ действий.
Недавних. Или давних. Но результат.
Если у меня плохое здоровье, то это результат моих собственных действий. Моих поступков, решений, мыслей и действий.
А если у меня хорошее здоровье?
Ответ будет аналогичным.
Если я беден, то это я сам не смог обеспечить себе достаточное количество денег.
А если я богат, то это я себя обеспечил приличным количеством бабла. И сохранил его, а не потерял.
Если я недоволен своей собственной жизнью, то это я делаю что-то не то. Принимаю решения, которые ухудшают мою жизнь.
И если я вдруг захотел улучшить свою же жизнь, то мне нужно просто понять, что же я делаю не так. И изменить.
Тогда изменятся и результаты.
Сочувствую людям, живущим в мире ДОЛЖНО БЫТЬ.
Их объединяет одно — они несчастны.
Недовольны собой и своей жизнью.
Я их понимаю. Ну как можно быть счастливым и довольным своей жизнью, когда ты видишь мир не таким, как он есть? Когда ты упорно видишь его таким, каким он ДОЛЖЕН БЫТЬ.
Возникает разлад в жизни такого человека.
Но хуже всего, что это самое ДОЛЖНО БЫТЬ относят и к результату.
Когда человек искренне считает, что если он делает то-то и то-то, то ДОЛЖЕН БЫТЬ такой-то и такой-то результат. И именно такой, а не какой-нибудь другой.
А если результат не такой?
То нужно обозлиться и найти виноватых.
Пример.
Жена, искренне убеждённая, что муж должен делать то и вот это. И быть таким, как надо. И тогда она будет счастливая.
А почему же она несчастна?
Потому что муж делает не то. И не так. И вообще не такой.
Потому она и несчастна.
Например, он не говорит ей комплименты каждый день. А должен. И вот она несчастна.
Или не готовит ей завтрак. А должен. И она несчастна.
Или балует детей. А должен держать в строгости. И она несчастна.
А почему должен? Да просто потому, что ДОЛЖЕН!!!
Вот такая мамаша подробно и детально рассказывает на работе коллегам, какие у неё плохие дети. Неблагодарные. Эгоистичные. Капризные. Лентяи и лентяйки. Ну и так далее.
А ведь